
Проекты ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Ярославский государственный педагогический университет
высших учебных заведений России
им. К.Д. Ушинского — одно из старейших педагогических
педагогический
институт
в военные
годы
к развитию
и реформированию
Университета
Императором Николаем II утвержден закон «Об учреждении учительского института в городе Ярославле».
Переговоры между попечителем Московского учебного округа и Ярославской городской думой о месте постройки здания института продолжались почти до конца года. В конечном счете министерством народного просвещения было решено открыть институт в наемном помещении. Таким образом, десять лет с момента своего основания учительский институт снимал здания у частных лиц: в первый год работы учреждения был арендован частный дом Праведниковой на улице Духовской, 60 (ныне Республиканская, 40), а в 1909 году - дом К.Ф. Некрасова в Ильинском переулке (ныне - Советский пер., 2/23), в котором институт находился до 1918 г.
Начавшаяся Первая мировая война не могла не отразиться в жизни института. Летом 1915 г. преподаватели института и городского при нем училища вели беседы-чтения для раненых воинов в Александровском лазарете. В январе-феврале 1917 г. воспитанниками института велись занятия по обучению грамоте раненых воинов в лазарете коммерческого училища.
Учительский институт организовывал вместе с другими учебными заведениями сбор в фонд помощи Георгиевским кавалерам и их семьям. Ежемесячно в пользу пострадавших от войны служащими института делались процентные отчисления. Собранные средства пошли на покупку вещей, выдачу пособий, пожертвования в Ярославское учительское общество взаимопомощи. В 1915—1916 годах в здании учительского института вели занятия эвакуированные в Ярославль Минский и Седлецкий учительские институты.
На военную службу призваны 3 преподавателя и 20 учащихся, 16 из которых поступили в военные училища. Воспитанник института Я. Боборыкин был награжден Георгиевскими крестами 3 и 4 степеней.
Большое число воспитанников института пополнило ряды сводных трудовых дружин учебных заведений Ярославля для помощи семьям защитников Родины.
Во время гражданской войны, сильно ударившей по инфраструктуре города, институт размещался в зданиях школы № 6 им. К. Маркса (бывшая мужская гимназия, ныне главное здание Ярославского государственного университета), школы № 7 (ныне средняя школа № 4), помещении естественно-исторического общества (ныне Советская пл., 5).
педагогический
институт
в военные
годы
к развитию
и реформированию
Университета
Решением Наркомпроса Ярославский учительский институт преобразован в педагогический институт
В соответствии с решением Совета по делам высших учебных заведений Главпрофобра Ярославский педагогический институт присоединен к Ярославскому университету в качестве педагогического факультета.
Перед слиянием председателем правления института был Павел Никодимович Груздев, который стал деканом нового факультета. После слияния в состав педфака вошли 25 профессоров и преподавателей других факультетов.
Декретом СНК РСФСР педагогический факультет Ярославского университета преобразован в Ярославский педагогический институт.
Педагогический институт унаследовал от университета педагогические кадры, библиотеку, учебные здания. Одно из них - здание епархиального Ионафановского женского училища (получено Ярославским университетом в 1918 году, ныне - Республиканская ул., 108/1). Второе здание прежде принадлежало духовной семинарии, закрытой в 1918 году (ныне Которосльная наб., 46). В третьем здании располагалось общежитие семинаристов (ныне Которосльная наб., 44).
Высшими органами института на данном этапе являлись совет и правление. В состав правления входили П.Н. Груздев (ректор), А.М. Суворовский (член правления по учебной работе), М.Е. Кадек (член правления по административно-хозяйственным вопросам).
Выдающиеся педагоги этого периода - профессора Н.А. Извольский, Н.В. Бочкарев, Б.С. Грезе, А.М. Селищев, А.В. Шестаков, Н.Ф. Слуцкий, В.В. Шулейкин, П.Н. Груздев, Л.Н. Запольская, В.Е. Смирнов, Т.Г. Егоров, К.Н. Шапошников, В.Л. Левшин, В.Д. Дудецкий, П.А. Рудик и др.
По инициативе Н.Ф. Слуцкого открыт ботанический сад пединститута
В ходе реорганизации вузов страны с целью усиления политехнического характера образования ЯПИ стал называться индустриально-педагогическим институтом, срок обучения стал трехлетним.
Преобразование Ярославского индустриально-педагогического института в педагогический институт с четырехлетним сроком обучения.
Система отделений сменилась системой факультетов: педагогическим, физико-математическим, языка и литературы, естествознания. В 1938 году открыт исторический факультет (ранее историческое отделение было переведено в Ивановский пединститут), а в 1939 - естественно-географический факультет.
Решению проблемы значительной нехватки педагогических кадров способствовала аспирантура: 20 кандидатов наук, работавших в институте накануне Великой Отечественной войны, были выпускниками аспирантуры Ярославского пединститута. Это А.С. Гвоздарев, А.Н. Иванов, В.И. Кондорская, Г.Г. Мельниченко, Л.М. Кантор, М.А. Пустынникова, С.Ф. Каргалова, Л.М. Рыбаков, А.А. Чернов, Н.М. Беловашина. Ядро коллектива также составляли Н.И. Шаханин, Н.Е. Магарик, Г.С. Федосеев, А.А. Кулемин , Н.П. Пархоменко и др.
педагогический
институт
в военные
годы
к развитию
и реформированию
Университета
ЯГПИ переходит на режим военного времени. В институте формируется отряд противовоздушной и химической обороны (ПВХО).
Первая группа добровольцев из числа преподавателей и студентов отправилась на фронт, среди них - директор Ф.М. Землянский. Директором института становится Н.Е. Магарик.
Возобновляются учебные занятия. В течение 1941 года институт предоставил большую часть своих учебных и жилых помещений под госпитали Красной армии. В дальнейшем факультеты часто перемещались
В Ярославле формируется 234-я Коммунистическая стрелковая дивизия, службу в которой проходят многие преподаватели и студенты института.
В главном здании ЯГПИ размещен штаб 65-й (28-й резервной) армии под командованием генерала П.И. Батова.
Происходит регулярное формирование отрядов трудового фронта, направляемых в прифронтовую полосу и на создание оборонительных сооружений в городе и области. В их рядах - 136 преподавателей и 800 студентов института.
Коллектив института оказывает всевозможную поддержку во имя победы. Это прием и размещение эвакуированных и раненых, донорская деятельность, ремонт армейского обмундирования, сбор теплых вещей для солдат и офицеров, сбор денежных средств на укрепление обороны.
В этом же 1942 году открыты кафедра военной подготовки и физической культуры, а также факультет иностранных языков. Дальнейшее увеличение числа квалифицированных ученых происходило вследствие их эвакуации из блокадного Ленинграда, Харькова, Ворошиловграда, Калинина и др.
Научно-исследовательская деятельность института была подчинена реалиям военного времени. Под руководством заведующего кафедрой геологии А.Н. Иванова был организован ряд экспедиций по изучению природных ресурсов Ярославской области, в результате которых были выявлены новые месторождения кварцевого песка и охры. Кафедра химии под руководством К.И. Епифанова разработала новый тип запала для зажигательной бутылки, получивший одобрение специалистов комитета военной обороны. Кафедрой ботаники были проведены экспедиции с целью выявления возможностей использования мха сфагнума как заменителя ваты. Проводились исследования лекарственных и каучуконосных растений.
В распоряжение института возвращаются помещения, переданные на военные нужды.
Система отделений сменилась системой факультетов: педагогическим, физико-математическим, языка и литературы, естествознания. В 1938 году открыт исторический факультет (ранее историческое отделение было переведено в Ивановский пединститут), а в 1939 - естественно-географический факультет.
Решению проблемы значительной нехватки педагогических кадров способствовала аспирантура: 20 кандидатов наук, работавших в институте накануне Великой Отечественной войны, были выпускниками аспирантуры Ярославского пединститута. Это А.С. Гвоздарев, А.Н. Иванов, В.И. Кондорская, Г.Г. Мельниченко, Л.М. Кантор, М.А. Пустынникова, С.Ф. Каргалова, Л.М. Рыбаков, А.А. Чернов, Н.М. Беловашина. Ядро коллектива также составляли Н.И. Шаханин, Н.Е. Магарик, Г.С. Федосеев, А.А. Кулемин , Н.П. Пархоменко и др.
педагогический
институт
в военные
годы
к развитию
и реформированию
Университета
Институту присвоено имя Константина Дмитриевича Ушинского.
Организовано студенческое научное общество.
Открыт факультет физического воспитания. Большую роль в его становлении и развитии сыграли Н.И. Шумилин, В.И. Иванов, Г.В. Утлинский, С.Г. Кузьмин, И.М. Дрябин.
Во второй половине 1940-х гг. в педагогический коллектив института влились В.С. Филатов, А.И. Кащенко, М.И. Эскин, А.Д. Ботяков, Л.Б. Генкин, А.М. Лопшиц и др.
Директором института назначен Василий Степанович Филатов.
Объединение ЯГПИ и Рыбинского учительского института.
Научная деятельность института в 60-х гг. оформилась в несколько научных школ: разработка проблем психологии труда (рук. В.С. Филатов), исследование проблем адаптации человека и животных в норме и патологии (рук. С.С. Полтырев, В.Я. Русин), разработка теоретических проблем современной математики (рук. З.А. Скопец), изучение перхлоратов элементов 1-2 групп периодической системы Д.И. Менделеева (рук. А.С. Карнаухов), исследование проблем природопользования и географии (рук. А.Б. Дитмар), диалектологические исследования (рук. Г.Г. Мельниченко), изучение наследия К.Д. Ушинского (рук. А.Н. Иванов), экономические исследования (рук. А.И. Кащенко). Начинает применяться практика хоздоговоров.
Организован факультет общественных профессий (ФОП), задачей которого стало овладение студентами второй профессией в соответствии с их интересами и способностями.
Ректором института назначен Лев Владимирович Сретенский.
Переход большой группы преподавателей и сотрудников в открывшийся Ярославский государственный университет. Среди них Л.В. Сретенский, В.С. Филатов, А.И. Кащенко, Б.П. Шубняков, П.Г. Ошмарин, А.И. Борисевич, Н.П. Ерастов, О.В. Титова, М.А. Доброхотова, В.Д. Шадриков, Л.Т. Жукова и др. Ректором ЯГПИ назначен Виктор Васильевич Карпов.
Открыты факультеты начальных классов и повышения квалификации.
Ректором ЯГПИ назначен Владимир Дмитриевич Шадриков.
С 1983 года институт активно включился в работу по реализации реформы школы, которая повлекла необходимость реформы учебного процесса будущих педагогов. Основные усилия были направлены на углубление связи между проблематикой учебных курсов и реальными запросами школы, популяризацию основ профориентационной работы со школьниками, изменение организации педагогической практики студентов, оказание помощи школам по внедрению вычислительной техники.
Смена политической парадигмы в связи с началом перестройки привела к изменению базовых принципов учебно-воспитательного процесса, главными из которых становятся принципы демократии и гласности. Этим обусловлены развитие системы студенческого самоуправления, активизация общественно-культурной жизни в институте.
Начал работу отдел АСУ (автоматизированная система управления).
Ректором ЯГПИ избран Владимир Васильевич Афанасьев.
ЯГПИ переименован в Ярославский государственный педагогический университет.
педагогический
институт
в военные
годы
к развитию
и реформированию
Университета
Выход первого номера журнала "Ярославский педагогический вестник".
Открыт центр региональной лингвистики им. Г.Г. Мельниченко.
Открыт институт педагогики и психологии.
К началу нового тысячелетия в университете оформились 13 научных направлений: психология профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поварёнков, В.А. Мазилов, Н.В. Нижегородцева), проблемы микроциркуляции крови (В.Н. Левин, А.В. Муравьёв), проблемы алгебраической геометрии (А.С. Тихомиров), теория гравитации и объединение фундаментальных взаимодействий (Ю.С. Владимиров, В.Г. Кречет), содержание и технология подготовки учителей математики и физики (В.В. Афанасьев, Е.И. Смирнов, В.Д. Шадриков, И.А. Иродова), методология истории и теории культуры (Т.С. Злотникова, Е.А. Ермолин, А.В. Азов), содержание и технология подготовки учителя истории (А.Б. Соколов, М.В. Новиков), история внешней и колониальной политики (А.С. Ходнев), теоретические основы педагогического регулирования социальных отношений учащихся (М.И. Рожков), истоки русской литературной традиции (Г.Ю. Филипповский), взаимодействие педагогов и учащихся в малочисленной сельской школе (Л.В. Байбородова), филологические аспекты взаимодействия культур (В.И. Жельвис), общественный труд и распределительные отношения в экономических системах всемирного хозяйства (М.А. Терентьев, В.И. Пефтиев).
Лаборатория "Органическая химия" под руководством М.В. Дорогова преобразована в Институт проблем хемогеномики. Именно это научное сообщество стало интеллектуальным ядром Центра транфера фармацевтических технологий, открытого в 2016 году.
ЯГПУ вошел в китайско-российский союз высших педагогических учебных заведений.
Ректором ЯГПУ избран Михаил Вадимович Груздев.
Открыт национальный исследовательский центр "Мир русской провинции".
Начало реализации проекта "Межвузовский исследовательский центр "Новая дидактика".
Выход первых номеров научных журналов "Мир русскоговорящих стран", "Социально-политические исследования", "Педагогика сельской школы".