Центр открытого образования Минпросвещения России

Охотник до сказок

Центральными идеями, которые проходят через всю биографию и педагогическую деятельность Ушинского, являются народность и демократизация образования. В их достижении важнейшую роль играет родной язык не только как средство обучения, но и учитель: «Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация»
Ушинский родился в Туле в 1923 году в семье мелкопоместного дворянина, вскоре семья переехала в Новгород-Северский, где и прошло детство будущего педагога. Влияние матери Любови Степановны и большая домашняя библиотека позволили мальчику получить отличное домашнее образование и поступить сразу в третий класс уездной гимназии. Позднее Ушинский будет с уважением отзываться о своем школьном опыте в провинциальном городке. По окончании гимназии Ушинский поступает в Московский университет на юридический факультет. Несмотря на материальные трудности, в учебе он показал себя способным и увлеченным студентом, а подработка частными уроками дала ему важный ранний опыт преподавания и убежденность в необходимости доступного образования для всех
В 23 года Ушинский получает преподавательскую должность в Ярославском Демидовском лицее, где проявляет себя как талантливый преподаватель. Однако прогрессивные темы и даже формы преподавания (например, отказ от чтения утвержденных лекций и убежденность в необходимости общения преподавателя со студентами) были слишком непривычными и пугающими для провинциального университета того времени. Подобные разногласия с начальством приводят к уходу Ушинского с должности.
Осенью 1850 года, после отъезда из Ярославля в Петербург, Ушинский сталкивается с невозможностью найти педагогическую работу, но продолжает самообразование и по мере возможностей участвует в общественной жизни. Еще со времен службы пишет в журналы “Современник” и “Библиотека для чтения”.
В ноябре 1854 года Константина Дмитриевича Ушинского назначают старшим учителем словесности в Гатчинском сиротском институте, и в скором времени он получает повышение до инспектора классов. Вместе с должностью Ушинский получил доступ к библиотеке своего предшественника. Множество книг по педагогике оказало сильнейшее влияние на формирование взглядов Ушинского, которые нашли отражение в его публикациях в «Журнале для воспитания».
С января 1859 года Ушинский был назначен инспектором классов Императорского воспитательного общества благородных девиц – Смольного института. Здесь Ушинский проводит значительную реформу женского образования, воплощающую основные принципы его педагогических воззрений: было отменено деление по сословиям на “благородных” и “неблагородных” девиц, язык преподавания сменился с французского на русский, произошли изменения и для преподавателей – сменились кадры, а вместе с ними и процесс обучения. Ученицы института могли овладеть педагогической специальностью за два дополнительных года, что открывало возможности работы по окончании обучения и давало шанс нести детям идеи великого педагога об идеальном воспитании:
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». «Лучше не говорить ребенку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».
Одновременно с преподавательской работой К.Д. Ушинский с 1860 года редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря этому превратился в педагогический журнал. После конфликта с начальницей института, обвинившей педагога в вольнодумстве, он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский побывал во многих европейских странах, где посещал и изучал школы, детские сады, приюты. Свои наблюдения он обобщил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
С 1860 по 1864 годы были написаны и изданы первые массовые общедоступные российские учебники для начального обучения детей «Детский мир» и «Родное слово». Также было написано руководство для родителей и учителей к «Родному слову», оказавшее огромное влияние на русскую народную школу, только до 1917 года переиздававшееся 146 раз. Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками: «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы», «Как рубашка в поле выросла», «Бишка» и др. Эти книги пополнили классику детской литературы. В середине 60-х годов К.Д. Ушинский с семьёй (женой Надеждой Семеновной и детьми) вернулся в Россию, где в 1867 году начал печатать свой главный научный труд «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», первый том которого вышел в 1868 году, вскоре вышел второй том, а третий остался незавершенным. Последней прижизненной публикацией была статья 1870 года «Общий взгляд на возникновение наших народных школ». Проблемы со здоровьем (слабые лёгкие) и личная трагедия (гибель старшего сына на охоте) оборвали жизнь Константина Дмитриевича Ушинского. Похоронили его в Выдубицком монастыре в Киеве. Память о великом педагоге – в названиях улиц, библиотек, учебных заведений, в том числе Ярославский государственный педагогический университет с гордостью носит имя Константина Дмитриевича Ушинского.
Местонахождение образовательной организации
Российская Федерация
Ярославская область
150000 г. Ярославль
ул.Республиканская д.108/1
Контактные данные
образовательной организации
Приемная ректора:
+7(4852)30-56-61
Факс:
+7(4852)30-56-61

Контактные данные
Центра открытого образования 

Контактный тел:
+7(000)00-00-00

Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования,
регистрационный номер №2284 от 22 июля 2016 г.