Международная платформа

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ:

НАШЕ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ»

Вебинар 25 октября 2024 года

«СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

25 октября состоялся второй вебинар в рамках нового проекта Международная платформа «Образовательный диалог: Наше общее будущее».

Ведущий: Ходырев Александр Михайлович – первый проректор Ярославского государственного педагогического университета им.К.Д. Ушинского (Российская Федерация, г. Ярославль)

Спикер: Старовойтова Ирина Анатольевна, ректор Института стратегии развития образования
(Республика Беларусь, Минск)

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых:

  • государственно-общественный характер управления;
  • обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
  • повышение качества образования для каждого.

Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно отмечал: «Образование — фундамент общества, пропуск для государства и всей нации в завтрашний день».

Как результат проводимой государственной политики по показателю «Базовое образование» в Индексе социального прогресса за 2023 год Беларусь занимает 16 место среди 170 стран мира.

Уровень грамотности населения Беларуси в возрасте 15 лет и старше всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. По данным переписи населения 2019 года, охват населения в возрасте 15 лет и старше общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и научно-ориентированным образованием составил 97,8%.

Современное состояние системы образования Республики Беларусь

Система образования Республики Беларусь характеризуется фундаментальностью научных подходов, четкой структурой, едиными нормативными основаниями, современной образовательной средой, достаточным уровнем квалификации педагогических кадров.

Дошкольное образование

Первым уровнем основного образования в нашей стране является дошкольное образование.

Охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием в 2023 году составил 88,6 %. Достигнут стопроцентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.

Достаточно высок образовательный уровень педагогических работников учреждений дошкольного образования (УДО): с высшим образованием – свыше 65 %.

Акцент делается на наиболее полное удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-технической базы УДО.

Общее среднее образование

Самым массовым в нашей стране является уровень общего среднего образования. Охват общим средним образованием составляет 99 % контингента.

Система общего среднего образования обеспечена квалифицированными педагогическими кадрами: почти 95 % учителей имеют высшее образование, 80 % – высшую или первую квалификационную категорию.

Осуществляется постоянный мониторинг учебно-программной документации с регулярным обновлением учебных программ по учебным предметам.

Создана и совершенствуется национальная система учебного книгоиздания для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. Эта система включает в себя формирование авторских коллективов, многоэтапную экспертизу учебных изданий, редакционно-издательскую подготовку и тиражирование учебных изданий для учащихся всей страны.

Страна полностью самостоятельно обеспечивает потребности в учебных изданиях. При этом учебные пособия издаются на двух государственных языках.

Качество учебных изданий является предметом контроля на самом высоком государственном уровне. Совершенствование учебного книгоиздания осуществляется с учетом задач, определенных Главой государства на республиканских педагогических советах, совещаниях по вопросам развития системы образования.

Важнейшим направлением совершенствования учебников при подготовке их к повторному выпуску является усиление их воспитательной, обучающей и развивающей функций. Воспитательный потенциал учебных пособий усиливается за счет отражения достижений Республики Беларусь в различных сферах общественной жизни (науке, медицине, промышленности, сельском хозяйстве, спорте, культуре). Методический аппарат учебных пособий предусматривает активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся (работу с разными источниками информации, проведение мини-исследований, выполнение заданий межпредметного характера).

В процессе подготовки учебных изданий к повторному выпуску используются разные механизмы получения обратной связи от педагогов, учащихся и их родителей о качестве учебных пособий: анкетирование, опытная проверка, работа инфолинии национального образовательного портала, республиканские контрольные работы, диалоговые площадки.

Значительный шаг сделан в развитии допрофессиональной подготовки и профессионального обучения. В стране функционируют классы профессиональной направленности, учащиеся которых, кроме изучения учебных предметов на повышенном уровне, посещают факультативные занятия по таким направлениям, как педагогическое, аграрное, спортивно-педагогическое, военно-патриотическое, инженерное.

В учреждениях общего среднего образования (УОСО) для учащихся X–XI классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В последние годы в общем среднем образовании взят курс на формирование функциональной грамотности учащихся. Если на теоретическом уровне разработано научно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся на разных уровнях образования, то на практическом осуществляется совершенствование методов и технологий обучения и воспитания в соответствии с постоянно меняющимися условиями жизни, запросами общества и государства при сохранении традиций и доказавших свою эффективность образовательных практик. Впервые разработана национальная рамка универсальных компетенций, представленная компетенциями устойчивого личностного развития, мышления, эмоциональной регуляции, коммуникации, кооперации, гражданственности. При этом гражданственность выступает интегрирующей компетенцией, проявление которой опосредовано овладением всеми иными универсальными компетенциями. Формирование данных компетенций предусмотрено новым поколением образовательных стандартов и учебных программ, разработанных на системной научной основе.

Важным механизмом совершенствования образовательного процесса, его научно-методического обеспечения является оценка качества образования.

Комплексное исследование качества образования включает изучение уровня образовательных достижений учащихся по учебным предметам (республиканские контрольные работы), качество организации образовательного процесса, личностное развитие обучающихся, психологические аспекты обучения и воспитания, профессиональные компетенции и образовательные запросы педагогических работников.

На основе результатов исследований разрабатываются рекомендации по повышению качества образования.

В 2023 году в Республике Беларусь впервые проведено национальное исследование по оценке функциональной (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) грамотности учащихся, получивших базовое образование. Результаты национального исследования качества образования (НИКО) дают возможность определить, насколько выпускники базовой школы готовы применять усвоенные знания и навыки в повседневной жизни. Следует отметить, что перечень оцениваемых видов функциональной грамотности остается открытым: в перспективе в него могут войти информационная грамотность, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект.

Результаты НИКО помогут региональным органам управления образованием оценить эффективность работы учреждений образования, определить механизмы их поддержки и приоритетные направления собственного развития. Педагоги смогут наметить пути профессионального роста, отправные точки развития своих учеников.

Результаты исследований качества образования учитываются при совершенствовании нормативного правового обеспечения системы общего среднего образования, обновлении содержания образования, корректировке образовательных стандартов, учебных программ, учебников, разработке современных методик и технологий обучения и воспитания.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Система профессионально-технического и среднего специального образования благодаря поддержке Главы нашего государства не только сохранена в период становления суверенной Беларуси, но и постоянно развивается с учётом современных вызовов.

В современных условиях профессиональное образование является определяющим источником формирования трудовых ресурсов в Республике Беларусь. В общем количестве занятых в экономике работники со средним специальным и профессионально-техническим образованием занимают почти 55 %.

На выбор обучения в колледже оказывает влияние создание современных рабочих мест на рынке труда и открытие новых специальностей. Так, за последние три года открыта подготовка по 49 новым специальностям в 118 колледжах. Разработка содержания новых специальностей осуществляется учреждениями образования совместно с организациями – заказчиками кадров.

С целью изучения инновационных технологий и оборудования в Республике Беларусь создана и функционирует сеть из 52 центров компетенций. Ежегодно в таких центрах проходят подготовку около 30 тысяч обучающихся учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в рамках сетевого взаимодействия. Осуществляется стажировка мастеров производственного обучения, профессиональная подготовка и переподготовка взрослого населения.

Высшее образование

Система высшего образования в Республике Беларусь развивается в соответствии с потребностями национальной экономики и обеспечивает запросы общества и граждан в повышении уровня и качества образования.

Современное состояние высшего образования характеризуется достаточно высоким уровнем его конкурентоспособности, что зафиксировано в международных образовательных рейтингах.

Основными задачами в сфере высшего образования являются повышение его качества и конкурентоспособности, совершенствование в соответствии с текущими и перспективными требованиями национального рынка труда и мировыми тенденциями экономического и научно-технического развития, повышение экспортного потенциала высшего образования через продвижение бренда «Образование в Беларуси» на международном образовательном рынке.

Дополнительное образование детей и молодежи

В нашей стране развита система учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Программы объединений по интересам ориентированы на различные профили и виды деятельности, разный возраст учащихся и уровень освоения программ, способны удовлетворить многообразие интересов обучающихся. Приоритет реализации программ дополнительного образования детей и молодежи – их воспитательная составляющая.

В 2021 году создан Национальный детский технопарк, проект которого разработан Министерством образования совместно с ведущими университетами страны, Национальной академией наук Беларуси, Государственным комитетом по науке и технологии. Национальный детский технопарк представляет собой новый вид учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи, обеспечивающий выявление талантливых учащихся, развитие и поддержку у них интереса к научно-технической и инновационной деятельности, формирование устойчивой мотивации к выбору будущей профессии в сфере высоких технологий.

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему, решающую задачи обеспечения различных отраслей профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей руководящих работников и специалистов в профессиональном совершенствовании.

К числу основных решаемых задач дополнительного образования взрослых относятся совершенствование его содержания в соответствии с потребностями экономики, вовлечение субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги бизнес-образования, в организацию массовой подготовки управленческих кадров новой формации, укрепление материально-технической базы учреждений образования, обеспечение широкого использования информационно-коммуникационных и сетевых технологий в образовательном процессе.

В 2024 г. утверждена Национальная рамка квалификаций. Актуальным остается вопрос разработки процедур оценки результатов обучения, идет процесс формирования системы независимой оценки сертификации. Одним из новых элементов Национальной системы квалификаций, внедрение которого планируется в 2025 году, будут центры по независимой оценке и сертификации квалификаций.

Специальное образование

В стране сформирована система образования детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью выявленных детей с ОПФР составляет 99,9 %. Сеть учреждений образования, обеспечивающих получение специального образования и коррекционно-педагогической помощи обучающимися с ОПФР, соответствует контингенту обучающихся и включает учреждения специального образования, специальные группы и классы, группы и классы интегрированного обучения и воспитания, классы совместного обучения и воспитания. Такая система позволяет удовлетворить существующие запросы детей с ОПФР и их законных представителей в получении образования.

Свидетельством успешного продвижения принципа инклюзии в образовании является то, что доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, составляет более 70 %.

В Беларуси принята система социальных гарантий, которая обеспечивает лицам с ОПФР и инвалидностью помощь в получении профессионального образования и трудоустройстве. В колледжах, имеющих соответствующие материально-техническую базу и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, компетентных в области инклюзии педагогических работников, действуют 8 центров профессиональной и социальной реабилитации лиц с ОПФР и 1 отделение в разных регионах республики. На их базе организуются консультирование и стажировка педагогических кадров, проводятся семинары, круглые столы по вопросам реализации принципа инклюзии в образовании.

Вместе с тем основной задачей по развитию образования лиц с ОПФР должно стать ресурсное обеспечение качества и доступности получения образования такими детьми с учетом их образовательных потребностей за счет создания адаптивной образовательной среды в учреждениях образования, увеличения охвата дополнительным образованием детей и молодежи.

Молодежная политика

В Беларуси молодежная политика является одним из приоритетных направлений развития государства, составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны. Государственные подходы к реализации молодежной политики в нашей стране базируются на Законе Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (2009 г., в ред. 2022 г.), а также государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы и иных актах законодательства.

В настоящее время в Республике Беларусь в государственной молодежной политике акцент делается на гражданско-патриотическом воспитании.

В условиях нарастающих военно-политических и экономических угроз как никогда необходимо воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. Без актуализации гражданского самосознания и патриотического потенциала населения не приходится рассчитывать на успех в устойчивом развитии страны.

В Республике Беларусь основные направления формирования гражданственности и патриотизма детей и учащейся молодежи определены Программой патриотического воспитания населения на 2022–2025 годы, среди которых – формирование национальной идентичности, духовно-нравственное, историко-культурное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое воспитание.

В целях совершенствования военно-патриотического воспитания в школах республики введена должность «руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Ведется работа по формированию у учащихся умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, в том числе посредством реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») (V–VII, VIII–XI классы). Ключевая идея проекта «ШАГ» – формирование у учащихся гордости за свою страну, информирование о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости.

Министерством образования Республики Беларусь осуществляется выпуск подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (с электронными приложениями), которое торжественно вручается каждому учащемуся, достигшему 14-летнего возраста. Подарочное издание содержит информацию о государственном устройстве, Конституции Республики Беларусь, вкладе белорусов в развитие отечественной и мировой науки и культуры, правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, национальной системе образования и государственной молодежной политике.

Большим потенциалом по формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой личности обладает музейная педагогика. Пополняются экспозиции музеев, проводится работа по обновлению их сайтов, организации музейной исследовательской деятельности. В учреждениях образования страны действует около 1,5 тыс. музеев разных профилей, из них 204 – военно-исторического профиля. 110 музеям присвоен статус «народный». Музеи учреждений образования включены в перечни региональных туристических маршрутов.

Внедрение новых информационных форм работы с молодежью в вопросах патриотического воспитания обеспечивается посредством функционирования интерактивной платформы «Патриот.by». В рамках платформы организовано информационное освещение республиканских патриотических проектов и организационно-методическое обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию. Во взаимодействии с более чем 100 партнерами (учреждениями и организациями) ведется работа по наполнению модулей платформы актуальными для молодежи и педагогических работников тематическими материалами. В рубрике «Партнеры» можно ознакомиться с региональным опытом работы в данном направлении, перейдя по ссылкам на созданные единые страницы учреждений образования.

Таким образом, система образования Республики Беларусь характеризуется стабильностью, сохраняет лучшие достижения предыдущих десятилетий, ориентирована на инновационное развитие страны, поступательно развивается и является одним из гарантов обеспечения государственного суверенитета.

Дополнительная информация может быть получена по электронной почте или по телефону

Контактный телефон:

+7 902 221-87-91

cropped-cropped-tksq-1.png