Состоялась конференция в рамках деятельности
Федеральных научно-методических центров, созданных
Министерством просвещения Российской Федерации
на двух площадках:
в г. Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
в г. Челябинске на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Российский и международный опыт по формированию функциональной грамотности школьников: научные исследования и образовательные практики
Модели взаимодействия субъектов единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности школьников.
Формирование актуальных компетенций педагогических работников, обеспечивающие формирование функциональной грамотности школьников
Эффективные дидактические решения, обеспечивающие результативность работы по формированию различных видов функциональной грамотности школьников.
С приветственным словом обратились к участникам конференции:
Работа секций осуществлялась на площадках трех университетов: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, ЮУрГГПУ, Евразийского национального университета имени Л.Н Гумилева(Республика Казахстан), а также Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
В Конференции на площадке Ярославского государственного педагогического университета приняли участие более 200 человек из 15 регионов Российской Федерации.
В работе Конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав Омского государственного университета, Алтайского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,учителя общеобразовательных организаций и студенты из Ярославля, Санкт-Петербурга, Перми, Владикавказа, Оренбурга, Воронежа, Тулы, Кирова, Ельца.
02 ноября 2022 года в рамках Международной научно-практической конференции «Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы» на физико-математическом факультете ЯГПУ в очно-дистанционном формате состоялось заседание секции «Математическая и цифровая грамотность как феномен освоения сложных систем и знаний».
В работе секции в качестве слушателей и докладчиков приняло участие около 50 человек: преподаватели вузов, учителя школ, студенты из Ярославля, Санкт-Петербурга, Перми, Владикавказа, Оренбурга, Воронежа, Тулы, Кирова, Ельца. На секции было заслушано 14 докладов, которые были посвящены широкому спектру важных проблем, связанных с математической и цифровой грамотностью и относящихся к таким значимым вопросам как:
02 ноября в ЯГПУ им.К.Д.Ушинского в рамках Международной научно-практической конференции «Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы» прошла работа секции «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности».
Участниками был представлен опыт формирование функциональной грамотности средствами феномен-ориентированного обучения (заместитель директора МОУ «Средняя школа №28» г. Ярославль Лариса Александровна Голицина), ресурсами образовательной событийности (заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 60» г. Ярославль, Ольга Юрьевна Виноградова), а также опытом использования творческого и практического потенциала уроков изобразительного искусства (учитель и педагог-психолог МОУ «Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского муниципального района», Светлана Николаевна Сидорович).
Особое внимание привлек опыт коллег из Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников Захаровой Веры Анатольевны, которая выступила с докладом «Функциональная грамотность как новый образовательный результат: проблема преемственности начальной и основной школы», и НаталииВячеславовны Бородкиной (кандидат исторических наук, учитель ГБОУ «Школа № 627» г. Москва), которая рассказала о своем исследовании «Антропопрактики функциональной грамотности».
Читательская грамотность, кажется, понятна всем, но вопросов по-прежнему много. Как ее оценить? Как сформировать у детей с особыми образовательными потребностями? Какие методы эффективнее: современные или проверенные опытом? Все эти вопросы обсуждали участники конференции на секции «Читательская грамотность как универсальное учебное действие».
Участники конференции делились опытом разработки методических материалов, рассказывали о возникающих проблемах
А.Д. Романов, профессор Тульского педагогического университета, поделился опытом разработки диагностических материалов на основе текстов отечественных публицистов. Один из важнейших тезисов выступления – «функциональная грамотность реально формируется и диагностируется только в том случае, если имеет непривычную, не ставшую типичной форму» – убеждает в необходимости менять систему подготовки учеников: важно преодолевать боязнь ошибки, страх перед непривычной формулировкой задания.
Ю.А. Белкина поделилась интересным опытом взаимодействия школы и вуза: студенты проектируют программы по читательской грамотности, проходя практику в школе и посещая параллельно занятия по модульной программе в вузе. Такой подход позволяет коллегам из Самары не только сделать подготовку будущих педагогов более практико-ориентированной, но и учесть реальные потребности школы, помочь учителям в поиске инструментов для формирования читательской грамотности школьников.
Большой интерес вызвал доклад Ж.К. Гапоновой и Е.В. Никкаревой о разработке квеста-лонгрида. Авторы дали характеристику предложенного ими нового дидактического решения и привели примеры заданий, рассказав об идее создания просветительского проекта к юбилею К.Д. Ушинского.
02 ноября 2022 года в рамках Международной научно-практической конференции «Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы» организована работа секции. Секция была посвящена потенциалу предметных областей «История» и «Обществознание» в формировании функциональной грамотности и читательской грамотности как ее основного компонента.
Консенсусной точкой старта для работы секции стало представление докладчиков о широких и не до конца оцененных возможностях данных предметов при работе с текстами новой природы. Анализ накопленных концептуальных публикаций и дидактических решений свидетельствует о доминировании контрольно-оценочных материалов и недостатке инновационных подходов к формированию различных контекстов читательской грамотности и ЧГ-умений.
В докладах секции в качестве множественных текстов анализировались современные медиа, исторические плакаты, архитектурные сооружения, новостные публикации в цифровой среде. Были выявлены сопряжения инструментов контроля сформированности ЧГ-умений в дискуссиях о функциональной грамотности и использовании контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Представлены дидактические решения по формированию умений интеграции и интерпретации визуальной и вербальной информации, межпредметных связей литературы и истории, критического мышления и коммуникативных компетенций. Дискуссии после докладов были посвящены специфике работы педагогов и учеников со множественными текстами, прежде всего историческими источниками, необходимости специализированной подготовки будущих педагогов к формированию функциональной грамотности.
В работе секции приняли участие представители университетской науки и педагогической школьной практики из Ярославля, Москвы и Оренбурга. Большинство докладчиков успешно совмещают теоретические изыскания в сфере функциональной грамотности с апробацией решений в школах и вузах, что несомненно способствовало обогащению научных дискуссий. Помимо состоявшихся педагогов на заседании присутствовало около 50 студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры исторического факультета ЯГПУ, которые активно задавали вопросы и демонстрировали собственное видение проблематики в будущей профессиональной деятельности.
В рамках конференции прошла торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Ярославским государственным педагогическим университетом им.К.Д.Ушинского и государственным автономным учреждением дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного округа Региональным институтом развития образования.
В церемонии подписания Соглашения участвовали Ходырев А.М., проректор по научной работе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Варнавина И.М., проректор Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Репина А.В., руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика», Соловьева О.Ю., руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, профессор Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
В рамках деятельности федерального центра федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» была организована встреча в формате круглого стола с делегацией Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина в составе Соткиной С.А., проректора по дополнительному образованию и социальному партнерству, Прохоровой И.В., директора института непрерывного образования, Тулуповой О.В., директора федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников.
Основными вопросами для обсуждения стали механизмы трансфера образовательных технологий», «Организация работы со школьниками в рамках реализации дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ, повышение квалификации педагогических работников и их научно-методическое сопровождение.
Со стороны ЯГПУ им. К.Д. Ушинского приняли участие Тарханова И.Ю., директор Института педагогики и психологии, Коряковцева О.А, директор института развития кадрового потенциала, Логинова А.Н, руководитель Центра допрофессиональной подготовки «Гимназия Ушинского», Филиппов Г.А., советник ректора, Репина А.В., руководитель Центра трансфера образовательных технологий «Новая дидактика».
На площадке Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета работало 7 секций, в которых приняли участие преподаватели вузов, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, педагоги школ, аспиранты, более 200 участников.
С научными докладами и сообщениями выступили представители Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск), Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск), Алтайского государственного гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск), Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан), Кокандского государственного педагогического института им. Мукими (г. Коканд, Узбекистан). Опытом формирования функциональной грамотности поделились педагоги общеобразовательных школ Челябинска, Волгограда, Стерлитамака (Республика Башкортостан).
В ходе секционных заседаний конференции на основе результатов мультидисциплинарных исследований были предложены подходы, связанные с необходимостью переосмысления проблемы формирования функциональной грамотности в ответ на вызовы цифровой эпохи и современной ситуации в образовании.
В соответствии с заявленными целями, в процессе работы определены перспективные направления процесса формирования функциональной грамотности, а также возможностей, инструментов, моделей формирования естественнонаучной, читательской, математической, цифровой грамотности у учащихся разных уровней образования; проведен анализ психолого-педагогических аспектов метапредметного обучения, выявлен ряд возможностей и перспектив смешанных форм развития исследуемых видов грамотности, которые возможно применять в условиях современных университетов, колледжей и школ.
На площадке Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева» в г. Астана (Казахстан) в формате круглого стола обсуждался опыт формирования функциональной грамотности школьников в Казахстане. В работе приняли участие профессорско-преподавательский состав университета, учителя школ г. Астаны, магистранты и студенты. На секции обсуждались вопросы повышения качества подготовки школьников Казахстана в контексте преемственности уровней, в условиях повышения требований к развитию межпредметных связей и подготовки к деятельности в условиях меняющегося мира. Был представлен продуктивный опыт школ, участники получили возможность взаимообмена продуктивными практиками.
На площадке ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с представителями Региональных инновационных площадок Челябинской области обсуждались вопросы формирования естественно-научной грамотности как основы развития экологического мировоззрения современного школьника, практики формирования естественно-научной грамотности в рамках преподавания учебных предметов естественно-научного цикла: физика, химия, биология, формирования межпредметных связей как средства формирование глобальных компетенций, экологического мышления и естественнонаучной грамотности средствами организации профильных смен и другие вопросы актуальные для Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.