Международная платформа

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ:

НАШЕ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ»

Вебинар 06 февраля 2025 года

«ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Лисовская Татьяна Викторовна, профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук. 

В выступлении была освещена тема педагогической системы непрерывного образования для лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в Республике Беларусь. Основной акцент делался на том, как данная система помогает им подготовиться к жизни в обществе, используя гуманистический подход и концепцию непрерывного образования.

Было подчеркнуто, что система охватывает весь период жизни человека с ТМНР, начиная с раннего возраста и до зрелости, обеспечивая последовательное и систематическое обучение. Ключевую роль в этой системе играют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), которые создают благоприятную образовательную и социальную среду для лиц с ТМНР.


Также было отмечено, что важным аспектом системы является участие семьи в образовательном процессе. Семья играет центральную роль в воспитании и поддержке человека с ТМНР на протяжении всей его жизни. Подчеркивалась необходимость тесного сотрудничества между различными ведомствами и организациями для обеспечения комплексного подхода к образованию и социализации лиц с ТМНР.


В выступлении также говорилось о современных методиках и технологиях, используемых в рамках этой системы. Эти методики направлены на формирование жизненных компетенций и повышение уровня самостоятельности лиц с ТМНР. Особое внимание уделялось созданию условий для интеграции в общество, что способствует улучшению их качества жизни и социальной адаптации.

ВОПРОСЫ:

ТВ Лисовская:

В Республике Беларусь хорошо развита система профтехобразования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) как в интегрированных (совместных) группах, так и в специальных группах. Что же касается лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития, то речь, в большей степени идёт о подготовке таких выпускников к бытовой и трудовой занятости, в единичных случаях - к сопровождаемой трудовой деятельности. Для бытовой и трудовой занятости созданы условия   в территориальных центрах социального обслуживания населения, о которых я говорила во время вебинара. Сопровождаемая трудовая деятельность на специально созданных рабочих местах только начинает развиваться в нашей стране.

ТВ Лисовская:

Да, разница существует. Ребенок может относиться к категории детей с особенностями психофизиологического развития (ОПФР), но при этом не иметь инвалидность. Так, например, практически все дети с нарушениями речи относятся к детям с ОПФР, но не имеют инвалидность. Дети с трудностями в обучении, обусловленные задержкой психического развития, также относятся к категории детей с ОПФР, но не имеют инвалидности. Статус ребенка-инвалида имеют дети с более выраженными особенности психофизиологического развития. Например, ребенок неслышащий, ребенок незрячий, ребенок с выраженной степенью снижения интеллекта и др. Все дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития имеют статус ребенка-инвалида.

Дополнительная информация может быть получена по электронной почте или по телефону

Контактный телефон:

+7 902 221-87-91

cropped-cropped-tksq-1.png