Лисовская Татьяна Викторовна, профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук.
В выступлении была освещена тема педагогической системы непрерывного образования для лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в Республике Беларусь. Основной акцент делался на том, как данная система помогает им подготовиться к жизни в обществе, используя гуманистический подход и концепцию непрерывного образования.
Было подчеркнуто, что система охватывает весь период жизни человека с ТМНР, начиная с раннего возраста и до зрелости, обеспечивая последовательное и систематическое обучение. Ключевую роль в этой системе играют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), которые создают благоприятную образовательную и социальную среду для лиц с ТМНР.
Также было отмечено, что важным аспектом системы является участие семьи в образовательном процессе. Семья играет центральную роль в воспитании и поддержке человека с ТМНР на протяжении всей его жизни. Подчеркивалась необходимость тесного сотрудничества между различными ведомствами и организациями для обеспечения комплексного подхода к образованию и социализации лиц с ТМНР.
В выступлении также говорилось о современных методиках и технологиях, используемых в рамках этой системы. Эти методики направлены на формирование жизненных компетенций и повышение уровня самостоятельности лиц с ТМНР. Особое внимание уделялось созданию условий для интеграции в общество, что способствует улучшению их качества жизни и социальной адаптации.
ТВ Лисовская:
Да, разница существует. Ребенок может относиться к категории детей с особенностями психофизиологического развития (ОПФР), но при этом не иметь инвалидность. Так, например, практически все дети с нарушениями речи относятся к детям с ОПФР, но не имеют инвалидность. Дети с трудностями в обучении, обусловленные задержкой психического развития, также относятся к категории детей с ОПФР, но не имеют инвалидности. Статус ребенка-инвалида имеют дети с более выраженными особенности психофизиологического развития. Например, ребенок неслышащий, ребенок незрячий, ребенок с выраженной степенью снижения интеллекта и др. Все дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития имеют статус ребенка-инвалида.
E-mail:
Контактный телефон:
+7 902 221-87-91