Международная платформа

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ:

НАШЕ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ»

Вебинар 05 декабря 2025 года

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СО ШКОЛЬНИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Байбородова Людмила Васильевна, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского, докт. пед. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. 

Обосновывается актуальность воспитания детей и молодежи в связи с утратой традиционных российских ценностей, а также усилением влияния агрессивной политики Запада по отношению к России. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств.

Подчеркивается возрастающее внимание государства к вопросам воспитания детей и молодых людей, что подтверждается рядом Указов Президента и принятыми документами по обеспечению безопасности России, воспитанию детей и молодежи, формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Нравственное воспитание, направленное на формирование традиционных ценностей, осуществляется в образовательных организациях в процессе изучения учебных предметах, во внеклассной воспитательной работе, в том числе в рамках внеурочного курса «Разговоры о важном». Большое место отводится в воспитании молодого поколения организациям дополнительного образования, а также детским и молодежным общественным объединениям и организациям.

Для поддержки воспитания молодого поколения государством предпринято ряд конкретных мер. Введена должность советника директора по воспитанию в общеобразовательных организациях, который проводит целенаправленную воспитательную деятельность с подростками, оказывает поддержку детским объединениям и организациям, является консультантом детей и взрослых по вопросам воспитания. В Ярославском государственном педагогическом университете организована специальная подготовка советников в условиях магистратуры. На федеральном уровне проводятся курсы повышения квалификации советников и других специалистов в области воспитания. Воспитательные аспекты заложены во многих нормативных документах в сфере образования, отражены в программах по предметам, разработаны примерные программы воспитания и др.

Чтобы успешно решать вопросы воспитания, педагогам необходимо не только знать  документы и рекомендованные программы, но и овладеть новыми педагогическими средствами (формами, методами, технологиями, инструментами и действиями), которые должны быть ценностно-смысловыми, человеко-ориентированными, субъектно-ориентированными, рефлексивно-деятельностными, коммуникативными, диалоговыми, креативными, предусматривать преодоление обучающимися определенных трудностей и др. Наиболее эффективным средством является пример значимого для детей и подростков человека, особенно важно чтобы таким примером были родители ребенка и педагоги. Школьники воспринимают только тех взрослых, которых уважают и которым доверяют. Для формировании доверительных отношений взрослым необходимо занимать партнерскую позицию во взаимодействии с подростками.

ВОПРОСЫ:

ЛВ Байбородова:

Наиболее распространенная проблема и то же время риск – это формальное использование нормативных документов и рекомендаций.

Пример: получено указание «сверху» написать программу воспитания образовательной организации. Представитель администрации переписал рекомендованную программу, изменив некоторые ее фрагменты. Вместо того, чтобы организовать коллективную работу по созданию такой программы с учетом запросов и возможностей детей и родителей, проанализировав условия конкретной организации и ресурсы ее социума.

Дополнительная информация может быть получена по электронной почте или по телефону

Контактный телефон:

+7 902 221-87-91

cropped-cropped-tksq-1.png